Распределение заряда в электроскопе при поднесении палочки

Содержание

Электроскоп – описание и принцип действия устройства – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Распределение заряда в электроскопе при поднесении палочки

Электроскоп — это устройство, предназначенное для определения наличия электронного заряда у взаимодействующих с ним наэлектризованных тел. Принцип работы этого устройства основан на правиле электростатики — одинаково заряженные предметы отталкиваются. Прибор можно встретить в кабинете физики в любой школе, или простейший макет легко сделать из подручных средств своими руками.

Общие сведения

Электроскоп нужен, чтобы измерять электрические заряды в рядом находящихся предметах. А также его использование позволяет определить полярность: положительная или отрицательная. Схема физического устройства проста, прибор состоит из металлического стержня, который заключен в стеклянную колбу.

На окончаниях находятся две тонкие алюминиевые или золотые пластины, снизу они соединяются. При этом конструкция закрывается изоляционной крышкой, а сверху торца находится специальная сфера, которая называется «коллектор».

Во время приближения электрически заряженного предмета к электроскопу находящиеся снизу устройства ламели имеют две реакции:

  • Если ламели отдаляются, это обозначает, что тело имеет такой же заряд, как электрометр.
  • Если они соединяются, это обозначает, что предмет имеет противоположный заряд.
  • Электроскопы позволяют определять, каково накопление электрического заряда, при этом они указывают знак полярности и ее интенсивности.

    История создания

    Впервые доклад об изобретении электроскопа написал физик и врач Вильям Гилберт, работавший в Великобритании при правлении Елизаветы Первой. Этот ученый также является «отцом» электромагнетизма за счет большого вклада в науку в XVII столетии. Он создал первое устройство в 1601 г. для углубления опытов с электричеством.

    Первый прибор, который назывался версориум, представлял собой конструкцию, где металлическая иголка свободно вращалась на специальном пьедестале.

    Конфигурация этого устройства сильно напоминала обычный компас, однако здесь была не намагниченная игла. Ее концы зрительно отличались между собой. Помимо этого, одно окончание имело отрицательный заряд, а второе — положительный.

    Принцип работы был основан на импульсах, которые возникали на концах благодаря электромагнитной индукции. То есть с учетом того, какой стороной иголка располагалась максимально близко к предмету, реакция конца заключалась в том, чтобы отталкиваться или притягиваться к объекту.

    В начале 1783 г. знаменитый физик из Италии Алессандро Вольта создал конденсационный электрометр, обладающий повышенной чувствительностью для определения электрозарядов.

    Но самых больших успехов добился астроном и математик из Германии Иоганн Готтлиба, он изобрел золотой листовой прибор. Рисунок этого устройства напоминает конструкцию, которая используется в наше время.

    Оборудование имело стеклянный колокол со стальной сферой сверху. При этом последняя соединялась проводником с двумя тонкими золотыми листами.

    Пластины соединялись или расходились с учетом приближения электрического заряженного предмета.

    Принцип работы

    Электрометр — это прибор, который используется для выявления статического электричества около находящихся предметов, использует эффект соединения внутренних тонких металлических листов из-за электростатического притяжения. Статическое поле появляется на внешней части объекта за счет трения или происходящей нагрузки.

    Устройство предназначается для определения наличия типа заряда с помощью переноса электронов с сильно заряженных участков на разряженные поверхности. Помимо этого, с учетом реакции пластин это позволяет определить величину электрического импульса предмета. Сфера, которая находится сверху прибора, является приемником заряда предмета изучения.

    При приближении электростатически заряженного объекта ближе к устройству оно получит такой же электрозаряд от предмета. То есть, если подойти к объекту, который положительно заряжен, прибору передастся такой же заряд.

    Если электрометр уже имел известный электрический импульс, можно увидеть следующее:

  • Если объект одинаково нагружен, металлические листы, находящиеся в устройстве, разойдутся.
  • И наоборот, если тело противоположно заряжено, стальные пластины будут между собой прочно соединены.
  • Металлические листы в приборе должны иметь легкий вес, чтобы их масса могла сбалансировать воздействие электрических сил отторжения. Так, если отодвигать предмет изучения от устройства, в пластинах снижается поляризация и они становятся в естественное положение («закрываются»).

    Зарядка электроскопа

    Наличие электрической зарядки прибора требуется для определения природы импульса исследуемого предмета, куда подносят оборудование. Если заряд электрометра предварительно не узнать, то не получится определить, является ли нагрузка на теле такой же либо она противоположна.

    Перед зарядом оборудования оно должно находиться в нейтральном состоянии — быть внутри с одинаковым количеством электронов и протонов. Поэтому, перед тем как заряжать, необходимо установить устройство на пол и подключить электрометр к заземлению, так можно обеспечить нейтральность нагрузки прибора. Разрядку оборудования можно произвести, если прикоснуться к нему металлическим предметом.

    Существует несколько способов зарядки прибора перед проведением испытаний:

  • По контакту. За счет прикосновения к принимающей сфере оборудования непосредственно предмета, заряд которого известен.
  • По индукции. Этот способ подразумевает зарядку электрометра без установления непосредственного контакта с прибором, то есть лишь во время приближения к предмету.
  • Сфера использования

    Электрометры применяются, чтобы узнать, заряжен ли предмет электрически, и определить, какой у него заряд: положительный или отрицательный. Сегодня эти приборы используются в экспериментальной сфере, так можно наглядно показать обнаружение электрических импульсов.

    Основные функции оборудования следующие:

  • Отличие типа заряда, который находится в заряженном предмете, с помощью оценки разъединения или соединения металлических листов с учетом изначального показателя в приборе.
  • Выявление заряда в близ находящихся предметах. Если устройство реагирует на приближение объекта, то это происходит из-за того, что тело заряжено.
  • Оборудование используется для определения количества ионов, которые находятся в воздухе. Это происходит за счет оценки быстроты зарядки и разрядки электрометра в изучаемом электрическом поле.
  • Оборудование применяется для определения излучения внешней среды при наличии радиоактивных веществ из-за этого же принципа электроиндукции.
  • Сейчас электрометры широко применяют в лабораториях в школах и институтах, чтобы показать ученикам разные уровни использования этого прибора в качестве устройства, которое контролирует электрический заряд.

    Изготовление своими руками

    Изготовить самостоятельно простейший электроскоп довольно просто. Требуемые детали легко купить, а сборка производится очень быстро.

    Необходимые материалы:

    • герметичная пробка для закрытия банки;
    • непосредственно банка (сухая и чистая);
    • пассатижи;
    • медная проволока сечением 1,5 мм;
    • обычная фольга;
    • ножницы;
    • кусок шерстяного материала;
    • воздушный шарик.

    Вначале нужно отрезать медную проволоку длиной около 25 см. Один ее конец сгибается в форме спирали. Он будет играть роль сферы приемника электрического заряда. Этот этап важен, поскольку спираль способствует передаче электронов от изучаемого объекта к электрометру из-за своей большой площади. Проделайте в пробке отверстие и проденьте проволоку. Сделайте L-образный изгиб снизу.

    https://www.youtube.com/watch?v=qbnUQq9IzGku0026t=1137s

    Обрежьте две пластины из фольги в виде треугольника длиной приблизительно 4 см. Главное, чтобы эти ламели были одинаковые. Удостоверьтесь, что они достаточного размера, чтобы не касаться внутренней поверхности банки. На проволоку крепят пластины через предварительно проделанные два отверстия в фольге.

    Нужно постараться сделать скольжение ламелей максимально плавным. Закройте осторожно пробкой банку, чтобы треугольники не повредились и не испортили сборку.

    Обе пластины должны находиться в контакте друг с другом при герметизации емкости. Если соединение отсутствует, то нужно изменить изгиб проволоки, пока ламели не будут соприкасаться между собой.

    Особенности проверки работоспособности

    Чтобы проверить работоспособность, можно использовать теоретические понятия, которые уже были описаны. Для этого необходимо выполнить следующее:

  • Удостовериться, что электрометр разряжен: для этого нужно коснуться его железным стержнем, чтобы устранить находящийся в приборе заряд.
  • Далее необходимо зарядить устройство, для этого нужно потереть воздушный шар о кусок шерстяной материи.
  • Поднесите шарик к медной спирали, так начнет происходить индукционная зарядка.
  • Смотрите за реакцией треугольников из фольги, они начнут отходить друг от друга, поскольку обе ламели имеют одинаковый заряд.
  • Не забывайте, что немаловажное значение для проводимости определенных предметов является состояние внешней среды. К примеру, если воздушная влажность увеличивается, то в этом случае некоторые объекты играют роль проводников.

    Наглядно продемонстрировать это может молния.

    Поскольку она, как правило, наблюдается только в то время, когда льет дождь, то есть при повышенной влажности, соответственно, воздух может пропускать электрический заряд, хоть при солнечной погоде этого не происходит. Воздух является проводником только в том случае, если меняется влажность. Если это влияет на измерение, можно попробовать протестировать прибор в сухие дни.

    ПредыдущаяСледующая

    Что такое электроскоп: устройство и суть работы, сборка в домашних условиях, назначение прибора

    Распределение заряда в электроскопе при поднесении палочки

    Из-за соприкосновения двух разнородных материалов в телах может произойти перераспределение носителей зарядов. В результате возникнет явление, называемое наэлектризованностью. Для измерения и обнаружения статического электричества используют электроскоп. Устройство его несложное, поэтому можно собрать прибор и в домашних условиях самостоятельно.

    Общие сведения о приборе

    В быту довольно часто можно столкнуться с таким явлением, как наэлектризованность. Она возникает в результате определённых действий с двумя разнородными предметами.

    Это может быть трение, придавливание, наматывание, раскалывание.

    В результате таких действий, с физической точки зрения, происходит нарушение внутриатомного равенства из-за перераспределения отрицательно заряженных частиц — электронов.

    Изучением распределения электрических зарядов занимается электростатика. Считается, что первым обнаружил способность веществ взаимодействовать между собой после трения Фалес Милетский.

    Он выяснил, что если потереть шерсть о янтарь, то последний начинает притягивать к себе различные малые тела, например, кусочки бумаги, пылинки.

    Природу явления на то время греческий философ объяснить не смог.

    В 1600 году Уильям Гилберт занялся изучением этого явления и ввёл понятие «электричество». А через 63 года Отто фон Герике создал устройство, с помощью которого обнаружил, что тела могут не только притягиваться, но и отталкиваться. Дальнейшие опыты подтвердили его эксперимент. Так, в 1733 году Дюфе разделил электричество на два типа:

    Сегодня их называют соответственно положительным и отрицательным. Первое обозначают знаком «+», а второе «-». При этом наукой установлено, что одноимённые заряды, образовывающие электричество, при взаимодействии отталкиваются друг от друга, а разноимённые — притягиваются.

    Прибор, позволяющий не только наблюдать взаимодействие элементарных частиц, но и оценить их значение, сконструировал французский инженер Шарль Кулон. Его измеритель, собранный в 1784 году, был довольно чувствительным и получил название «крутильные весы».

    Конструкция устройства состояла из изолируемого стержня, подвешенного на упругой нити в прозрачной закрытой ёмкости. По диаметру колбы была нанесена шкала, а нить закреплялась к сфере.

    Поднося к шару различные наэлектризованные предметы, инженер определял, на какую величину отклоняется стержень.

    https://www.youtube.com/watch?v=QMJuGYXKdWQ

    Весы Кулона в дальнейшем были усовершенствованы. Вместо них, сегодня используют точные электронные устройства с логическими микросхемами. Но перед их изобретением появились такие приборы, как электроскоп и электромер. Это довольно простые устройства, используемые чаще всего в учебных заведениях при объяснении взаимодействия зарядов.

    Устройство и принцип работы

    Слово «электроскоп» происходит от греческого «skopeo», что в переводе на русский язык обозначает «наблюдать». В физике под ним понимают прибор, с помощью которого можно обнаруживать электрические заряды. Он относится к простейшим устройствам, поэтому его точность в определении величины является низкой, но вместе с тем позволяет оценить знак заряда того или иного тела.

    Практически в том виде, в каком сейчас его можно встретить в школьных лабораториях, он был представлен в 1754 году Джоном Кантоном. В устройство измерителя входило не так уж и много различных частей. Вот основные из них:

    • проводящая сфера (металлический шар);
    • трубчатый проводник;
    • металлический стержень;
    • корпус круглой формы с выполненными из стекла передней и задней панелями;
    • шкала;
    • два тончайших лепестка из сусального золота.

    Собирался электроскоп следующим образом. Через отверстие в корпус вставлялся металлический стержень, на конце которого закреплялись два лепестка, отклоняющиеся свободно в стороны. Сверху на трубчатый проводник одевалась сфера. Корпус прибора закрывался прозрачными стёклами, на которых устанавливалась шкала. Само устройство ставилось на пол через диэлектрическую подставку.

    Суть работы такого устройства заключается в следующем.

    Если к металлическому шару прикоснуться наэлектризованным телом, например, стеклянной или эбонитовой палочкой, то лепестки, получив заряд одинакового знака, оттолкнутся друг от друга.

    В таком положении они смогут оставаться довольно долго. Если же к шару поднести тело с другим по знаку зарядом, то расстояние между лепестками уменьшится. Для того чтобы разрядить устройство, нужно просто будет коснуться его рукой.

    По углу отклонения можно определить величину заряда, но точность такого измерения оставляет желать лучшего. Поэтому для замеров величин используют другое устройство — электрометр. Такой прибор уже позволяет судить об имеющемся потенциале у тела.

    Электрометры бывают механическими и электронными. Первые работают по принципу электроскопа, но вместо листочков в них используется стрелка наподобие той, что ставится в компасах. Электронные же, по сути, являются вольтметрами. Их подключают в цепи параллельно тем точкам, в которых необходимо измерить падение напряжения. Это возможно из-за их высокого внутреннего сопротивления.

    Сборка из подручных материалов

    Изобрести нового типа устройство, способное выполнять накопление зарядов, довольно сложно. Но вот повторить самостоятельно конструкцию простого электроскопа, пожалуй, будет по силам каждому заинтересованному. Собрать измеритель можно из подручных материалов, которые наверняка можно найти дома.

    Для самостоятельного конструирования понадобится:

    • железная проволока (лучше из меди);
    • фольга;
    • ножницы;
    • шило;
    • пластилин;
    • банка с крышкой.

    Итак, с помощью шила необходимо выполнить отверстие в крышке диаметр, которого будет совпадать с толщиной проволоки. Затем продеть её через неё проводник. Длина просунутой проволоки должна быть такой, чтобы она не доставала до дна ёмкости. Оптимальное расстояние до низа банки — пять сантиметров. На конце проволоки необходимо сделать крючок.

    Теперь с помощью ножниц из фольги нужно вырезать две тонкие полоски длиной два сантиметра. Их назначение будет как раз и заключаться в собирании зарядов. Две полоски последовательно нужно нанизать на крючок.

    Банку закрыть крышкой, а отверстие возле проволоки загерметизировать пластилином. Устройство практически готово. Останется из фольги скрутить шар и надеть его сверху на выглядывающий конец проводника.

    Теперь можно переходить к испытанию прибора.

    https://www.youtube.com/watch?v=QMJuGYXKdWQu0026t=61s

    Действие такого электрометра, а называться это самостоятельно собранное устройство будет именно так, основано на природном явлении. Продемонстрировать его можно следующим образом. Взять эбонитовую палочку и потереть её об кусочек материи или, например, расчёску о волосы. Затем дотронуться до шара.

    Заряды с наэлектризованного тела перейдут на проводник (проволоку). До этого момента стержень был электрически нейтральным. Но теперь заряды группируются по знаку, а проволока заряжается положительно или отрицательно. Такой же знак получает фольга.

    Из-за того, что две полоски будут иметь однотипный заряд, они оттолкнутся друг от друга.

    Стоит отметить интересную особенность, которую редко упоминают в докладах, посвящённых этому явлению. Заключается она в том, что заряды одного знака располагаются при электризации на поверхности проводников. Связано это с тем, что они отталкиваются друг от друга, поэтому и выталкиваются на поверхность.

    Электронное устройство с индикацией

    Механический прибор, который используют в школах, предназначен для обнаружения заряда. С его помощью демонстрируют принципиальные законы статики. Но вот какими частицами — положительными или отрицательными — наэлектризовано тело, используя его, определить невозможно. Электронное устройство позволяет не только узнать качественно вид заряда, но и измерить его величину.

    Принципиальная схема прибора не содержит дефицитных деталей. Собирается она на текстолите размерами 5х8 сантиметров. Печатная плата изготавливается с помощью «лазерно-утюжной технологии». Чертить её удобно в программе Sprint-Layout. При выводе рисунка на печать нужно обратить внимание на зеркальность.

    Прибор состоит из двух частей. В верхней распложены светодиоды, вставленные в прорези на корпусе. Для знака «плюс» рекомендуется использовать индикацию зелёного цвета, а «минус» — красного. Прорези можно закрыть калькой или прозрачным оргстеклом. В нижней части размещается распаянная плата. Возле неё монтируется реле и батарейка типа «КРОНА», обеспечивающая схему питанием 9 вольт.

    Из радиоэлементов понадобится:

    • резисторы — 2,7 Мом, 2,7 кОм, 10 МОм, 1 кОм (2 шт.);
    • стабилитроны — Д814 (2 шт.);
    • полевой транзистор — 2N3819 (КП302Б);
    • четыре светодиода;
    • конденсатор — 0,01 мкФ;
    • реле — РП-5;
    • антенна — металлическая трубочка диаметром 0,2-0,3 мм.

    Конденсатор C1 включён в плечо моста, собранного на диодах и подключённого к базе V3. Если к антенне W1 поднести заряженное тело, то на выходах ёмкости появляется напряжение.

    Оно прикладывается к транзистору и открывает его. В итоге наступает разбалансировка моста, приводящая к срабатыванию реле КР1.

    Направление тока зависит от знака заряда, вот почему электронный ключ будет подключать одну или другую группу светодиодов.

    Чтобы можно было измерять величину зарядов, понадобится дополнительно подключить вольтметр. В качестве его удобно использовать любой мультиметр, умеющий измерять значение постоянного напряжения. Подключать его нужно параллельно конденсатору. Кстати, им можно контролировать не только то, каков будет заряд, но и определять его знак.

    Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники и диэлектрики – FIZI4KA

    Распределение заряда в электроскопе при поднесении палочки

    ОГЭ 2018 по физике ›

    1. Электрическое взаимодействие отличается от взаимодействия тел, изучаемого механикой, прежде всего тем, что заряженные тела взаимодействуют, находясь на некотором расстоянии друг от друга.

    Это взаимодействие наблюдается как в вещественной среде, так и в безвоздушном пространстве. Согласно утверждению английских учёных М. Фарадея и Д. Максвелла, в пространстве, в котором находится заряженное тело, существует электрическое поле.

    Посредством этого поля одно заряженное тело действует на другое.

    Электрическое поле материально, наряду с веществом оно представляет собой вид материи. Это означает, что электрическое поле реально, оно существует независимо от нас. Убедиться в реальности электрического поля заряженного тела можно, наблюдая его действие на другие тела.

    Силу, с которой поле действует на внесённый в него электрический заряд, называют электрической силой. Предположим, что в электрическое поле, существующее вокруг некоторого заряженного тела, вносят электрический заряд. Значение силы, с которой это поле действует на заряд, зависит от расстояния между зарядами и от значения этих зарядов.

    2. Одним из способов электризации тел является электризация через влияние. Предположим, что к шару электрометра поднесли, не касаясь его, отрицательно заряженную палочку.

    Электрическое поле этой палочки будет действовать на заряды, содержащиеся в электрометре. При этом свободные электроны будут отталкиваться и соберутся на конце стержня и на стрелке, отклонение стрелки покажет наличие заряда.

    На шаре электрометра при этом будет избыточный положительный заряд. Если палочку убрать, то стрелка электрометра вернётся в ноль.

    Для того чтобы на электрометре остался заряд, его нужно заземлить, т.е. соединить с Землёй. Это можно сделать, если коснуться шара электрометра рукой. Тогда электроны, стремясь уйти как можно дальше, переместятся с электрометра в землю.

    Если теперь убрать руку и палочку, то стрелка покажет, что электрометр заряжен. На нём останется избыточный положительный заряд. Аналогично электрометр может приобрести отрицательный заряд, если поднести к нему положительно заряженную палочку.

    В этом случае при заземлении на электрометре будет избыток электронов.

    3. В рассмотренном выше опыте электрические заряды перемещались по электрометру. По эбонитовой палочке они не перемещались, в противном случае при касании её рукой она бы разряжалась. Из этого следует, что существуют вещества, по которым заряды могут перемещаться, и вещества, по которым заряды не могут перемещаться.

    Первый класс веществ называют проводниками. Хорошими проводниками являются металлы. Это связано с тем, что в металлах существуют электроны, слабо связанные с ядром атома и имеющие возможность свободно перемещаться. Если поместить проводник в электрическое поле так, как это было в рассмотренном опыте с электрометром, то произойдёт разделение зарядов.

    Второй класс веществ называют диэлектриками. К ним относятся эбонит, стекло, пластмассы и пр. В диэлектрике нет свободных зарядов. Если внести диэлектрик в электрическое поле, то нейтральный атом в нём примет определённую ориентацию, однако никакого перемещения зарядов не произойдет.

    • Примеры заданий
    • Ответы

    Часть 1

    1. Лёгкий незаряженный шарик из металлической фольги подвешен на тонкой шёлковой нити. При поднесении к шарику стержня с положительным электрическим зарядом (без прикосновения) шарик

    1) отталкивается от стержня2) не испытывает ни притяжения, ни отталкивания3) на больших расстояниях притягивается к стержню, на малых расстояниях отталкивается

    4) притягивается к стержню

    2. К незаряженной лёгкой металлической гильзе, подвешенной на шёлковой нити, поднесли, не касаясь, положительно заряженную стеклянную палочку. На каком рисунке правильно показано поведение гильзы и распределение зарядов на ней?

    3. К незаряженному электрометру поднесли положительно заряженную палочку. Какой заряд приобретут шар и стрелка электрометра?

    1) шар и стрелка будут заряжены отрицательно2) шар и стрелка будут заряжены положительно3) на шаре будет избыточный положительный заряд, на стрелке — избыточный отрицательный заряд

    4) на шаре будет избыточный отрицательный заряд, на стрелке — избыточный положительный заряд

    4. К двум одинаковым заряженным шарикам, подвешенным на изолирующих нитях, подносят положительно заряженную стеклянную палочку. В результате положение шариков изменяется так, как показано на рисунке (пунктирными линиями указано первоначальное положение нитей). Это означает, что

    1) оба шарика заряжены положительно2) оба шарика заряжены отрицательно3) первый шарик заряжен положительно, а второй отрицательно

    4) первый шарик заряжен отрицательно, а второй положительно

    5. К подвешенному на тонкой нити отрицательно заряженному шарику А поднесли, не касаясь, шарик Б. Шарик А отклонился, как показано на рисунке. Шарик Б

    1) имеет отрицательный заряд2) имеет положительный заряд3) может быть не заряжен

    4) может иметь как положительный, так и отрицательный заряд

    6. К отрицательно заряженному электроскопу поднесли, не касаясь его, диэлектрическую палочку. При этом листочки электроскопа разошлись на заметно больший угол. Заряд палочки может быть

    1) только положительным2) только отрицательным3) и положительным, и отрицательным

    4) равным нулю

    7. К незаряженному изолированному проводнику АБ приблизили изолированный отрицательно заряженный металлический шар. В результате листочки, подвешенные с двух сторон проводника, разошлись на некоторый угол (см. рисунок).

    Распределение заряда в проводнике АБ правильно изображено на рисунке

    8. На нити подвешен незаряженный металлический шарик. К нему снизу поднесли заряженную палочку. Изменится ли сила натяжения нити, и если да, то как?

    1) не изменится2) увеличится независимо от знака заряда палочки3) уменьшится независимо от знака заряда палочки

    4) увеличится или уменьшится в зависимости от знака заряда палочки

    9. Из какого материала может быть сделан стержень, соединяющий электроскопы, изображённые на рисунке?

    А. Сталь
    Б. Стекло

    1) только А2) только Б3) и А, и Б

    4) ни А, ни Б

    10. Два металлических шарика, укреплённых на изолирующей подставке, соединили металлическим стержнем. К правому шарику поднесли отрицательно заряженную палочку, затем убрали стержень и заряженную палочку. Какой заряд будет на правом и на левом шариках?

    1) на правом шарике — положительный, на левом — отрицательный2) на правом шарике — отрицательный, на левом — положительный3) на нравом и на левом шариках — положительный

    4) на правом и на левом шариках — отрицательный

    11. Из перечня приведённых ниже высказываний выберите два правильных и запишите их номера в таблицу.

    1) Вокруг электрического заряда существует электрическое поле.2) В диэлектрике, помещенном в электрическое поле, происходит перераспределение зарядов.3) Электрическое поле невидимо и не может быть обнаружено.4) При электризации через влияние в проводнике происходит перераспределение зарядов.

    5) Диэлектрику можно сообщить электрический заряд, поместив его в электрическое поле.

    12. Электрометр с шариком на его конце помещён в поле отрицательного заряда. При этом его стрелка отклонилась на некоторый угол.

    Как при этом изменилось количество заряженных частиц электрометре? Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями при этом.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.

    ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНАA) количество протонов на шарикеБ) количество электронов на шарике

    B) количество электронов на стрелке

    ХАРАКТЕР ИЗМЕНЕНИЯ1) увеличилась2) уменьшилась

    3) не изменилась

    Ответы

    Задание №11 ОГЭ по физике

    Распределение заряда в электроскопе при поднесении палочки

    Для решения задания № 11 ОГЭ по физике требуется понимание явления электризации, а также знание понятий и процессов, сопутствующих ему. Вся необходимая информация изложена в разделе теории к заданию.

    Элементарный заряд

    Элементарным зарядом называют минимальную порцию эл.заряда, которой характеризуются долгоживущие свободные частицы. Таким зарядом обладают в первую очередь электрон и протон. Элементарный заряд обозначают лат.буквой «е», по аналогии с обозначением величины электрона.

    Величина элементарного заряда составляет 1,6·10–19 Кл (кулон).

    Такой заряд может быть положительным и отрицательным. Отрицательным принято считать заряд электрона, положительным – заряд протона.

    Электризация тел

    Электризация – это процесс перераспределения зарядов в физ.телах, который приводит к преобладанию в них положительных либо отрицательных эл.зарядов. При этом если преобладает положит.заряд, значит, из атомов было выбито некоторое кол-во электронов и суммарный заряд протонов превышает суммарный заряд электронов. Преобладание отрицат.заряда указывает на избыток электронов.

    Электризация может быть осуществлена:

    1. посредством трения (т.е. непосредственного механического контакта двух физ.тел);
    2. за счет электропроводности (при прикосновении заряженного металлического тела к нейтральному металлическому же);
    3. через влияние (при поднесении к нейтральному металлич.стержню заряженного тела).

    Зарядить можно пластмассу (или эбонит, или фольгу), потерев о шерсть, стекло – о шелк, и др.

    При поднесении в нейтральному физ.

    телу заряженного, происходит перераспределение в нем заряженных частиц таким образом, что в его части, наиболее близко расположенной возле заряженного тела, будут сконцентрированы заряженные частицы противоположного знака, а в части наиболее удаленной – частицы того же знака. Например, если к нейтральному телу поднести отрицательно заряженное, то в той его части, которая размещена ближе всего к заряженному телу, соберутся положительно заряженные частицы, а в противоположной – отрицательно заряженные.

    Электроскоп

    Электроскоп – прибор для обнаружения заряженных физ.тел, а также для сравнения их зарядов.

    Электроскоп имеет металлический корпус. Передняя и задняя – видимые, использующиеся для наблюдения – стенки выполнены из стекла. Внутри устройства вставлен металлический стержень, на конце которого прикреплены легкоподвижные «лепестки» (обычно из алюминия).

    Лепестки предназначены для реагирования на контакт с заряженными физ.телами; они взаимно отталкиваются, когда им передается часть заряда от заряженного тела, с которым контактирует прибор. Контакт обеспечивается прикосновением к верхней (наружной) части стержня.

    При таком контакте лепестки отклоняются от своего состояния равновесия. В равновесии (когда электроскоп автономен, т.е. не контактирует с заряженным телом) лепестки находятся в вертикальном – отвесном – положении.

    При этом угол отклонения лепестков будет тем большим, чем больше заряд физ.тела, с которым контактирует электроскоп.

    Стержень электроскопа отделен от его корпуса втулкой (пробкой) из пластмассы или другого материала, являющегося диэлектриком.

    Закон сохранения заряда

    Алгебраическая (числовая) сумма зарядов физ.тел в замкнутой электрической системе не изменяется. Это означает, что заряды могут перераспределяться между телами, но теряться – т.е. перетекать вне системы – не могут.

    Алгоритм решения:

    1. Анализируем условие. Определяем, что произойдет при потере 6 электронов.
    2. Находим величину заряда пластины после потери 6 электронов.

    Решение:

    1. По условию пластина имеет положительный заряд. Это возможно в случае, когда существует нехватка электронов и преобладает заряд атомных ядер. Если же пластина потеряла часть своих электронов, то это может означать только одно: положит.

      заряд атомных ядер преобладает еще больше, т.е. пластина будет иметь еще больший положительный заряд.

    2. Изначально заряд составлял 10е. Потеря 6 электронов означает, что разница в кол-ве протонов и электронов станет равной 10е+6е=+16е.

      Полученный результат соответствует варианту ответа 3.

    Ответ: 3

    как определить распределение зарядов на электроскопе после поднесения к наконечнику отрицательно заряженной родниковой палочки?

    Распределение заряда в электроскопе при поднесении палочки

    В каком из предложений пропущена одна (только одна!) запятая?1.она снова умолкла, точно некий внутренний голос приказал ей замолчать и посмотрела в зал. 2.

    и он понял: вот что неожиданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. 3.и оба мы немножко удовлетворим свое любопытство.4.

    впрочем, он и сам только еле передвигал ноги, а тело его совсем застыло и было холодное, как камень. 5.по небу потянулись облака, и луна померкла. 

    В каком из предложений пропущена одна (только одна!) запятая?1.она снова умолкла, точно некий внутренний голос приказал ей замолчать и посмотрела в зал. 2.

    и он понял: вот что неожиданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. 3.и оба мы немножко удовлетворим свое любопытство.4.

    впрочем, он и сам только еле передвигал ноги, а тело его совсем застыло и было холодное, как камень. 5.по небу потянулись облака, и луна померкла. 

    Page 3

    В каком из предложений пропущена одна (только одна!) запятая?1.она снова умолкла, точно некий внутренний голос приказал ей замолчать и посмотрела в зал. 2.

    и он понял: вот что неожиданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. 3.и оба мы немножко удовлетворим свое любопытство.4.

    впрочем, он и сам только еле передвигал ноги, а тело его совсем застыло и было холодное, как камень. 5.по небу потянулись облака, и луна померкла. 

    Page 4

    В каком из предложений пропущена одна (только одна!) запятая?1.она снова умолкла, точно некий внутренний голос приказал ей замолчать и посмотрела в зал. 2.

    и он понял: вот что неожиданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. 3.и оба мы немножко удовлетворим свое любопытство.4.

    впрочем, он и сам только еле передвигал ноги, а тело его совсем застыло и было холодное, как камень. 5.по небу потянулись облака, и луна померкла. 

    Page 5

    В каком из предложений пропущена одна (только одна!) запятая?1.она снова умолкла, точно некий внутренний голос приказал ей замолчать и посмотрела в зал. 2.

    и он понял: вот что неожиданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. 3.и оба мы немножко удовлетворим свое любопытство.4.

    впрочем, он и сам только еле передвигал ноги, а тело его совсем застыло и было холодное, как камень. 5.по небу потянулись облака, и луна померкла. 

    Page 6

    В каком из предложений пропущена одна (только одна!) запятая?1.она снова умолкла, точно некий внутренний голос приказал ей замолчать и посмотрела в зал. 2.

    и он понял: вот что неожиданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. 3.и оба мы немножко удовлетворим свое любопытство.4.

    впрочем, он и сам только еле передвигал ноги, а тело его совсем застыло и было холодное, как камень. 5.по небу потянулись облака, и луна померкла. 

    Page 7

    В каком из предложений пропущена одна (только одна!) запятая?1.она снова умолкла, точно некий внутренний голос приказал ей замолчать и посмотрела в зал. 2.

    и он понял: вот что неожиданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. 3.и оба мы немножко удовлетворим свое любопытство.4.

    впрочем, он и сам только еле передвигал ноги, а тело его совсем застыло и было холодное, как камень. 5.по небу потянулись облака, и луна померкла. 

    Page 8

    В каком из предложений пропущена одна (только одна!) запятая?1.она снова умолкла, точно некий внутренний голос приказал ей замолчать и посмотрела в зал. 2.

    и он понял: вот что неожиданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. 3.и оба мы немножко удовлетворим свое любопытство.4.

    впрочем, он и сам только еле передвигал ноги, а тело его совсем застыло и было холодное, как камень. 5.по небу потянулись облака, и луна померкла. 

    Page 9

    В каком из предложений пропущена одна (только одна!) запятая?1.она снова умолкла, точно некий внутренний голос приказал ей замолчать и посмотрела в зал. 2.

    и он понял: вот что неожиданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. 3.и оба мы немножко удовлетворим свое любопытство.4.

    впрочем, он и сам только еле передвигал ноги, а тело его совсем застыло и было холодное, как камень. 5.по небу потянулись облака, и луна померкла. 

    Page 10

    В каком из предложений пропущена одна (только одна!) запятая?1.она снова умолкла, точно некий внутренний голос приказал ей замолчать и посмотрела в зал. 2.

    и он понял: вот что неожиданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. 3.и оба мы немножко удовлетворим свое любопытство.4.

    впрочем, он и сам только еле передвигал ноги, а тело его совсем застыло и было холодное, как камень. 5.по небу потянулись облака, и луна померкла. 

    Page 11

    В каком из предложений пропущена одна (только одна!) запятая?1.она снова умолкла, точно некий внутренний голос приказал ей замолчать и посмотрела в зал. 2.

    и он понял: вот что неожиданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. 3.и оба мы немножко удовлетворим свое любопытство.4.

    впрочем, он и сам только еле передвигал ноги, а тело его совсем застыло и было холодное, как камень. 5.по небу потянулись облака, и луна померкла. 

    Page 12

    В каком из предложений пропущена одна (только одна!) запятая?1.она снова умолкла, точно некий внутренний голос приказал ей замолчать и посмотрела в зал. 2.

    и он понял: вот что неожиданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. 3.и оба мы немножко удовлетворим свое любопытство.4.

    впрочем, он и сам только еле передвигал ноги, а тело его совсем застыло и было холодное, как камень. 5.по небу потянулись облака, и луна померкла. 

    Page 13

    В каком из предложений пропущена одна (только одна!) запятая?1.она снова умолкла, точно некий внутренний голос приказал ей замолчать и посмотрела в зал. 2.

    и он понял: вот что неожиданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. 3.и оба мы немножко удовлетворим свое любопытство.4.

    впрочем, он и сам только еле передвигал ноги, а тело его совсем застыло и было холодное, как камень. 5.по небу потянулись облака, и луна померкла. 

    Page 14

    В каком из предложений пропущена одна (только одна!) запятая?1.она снова умолкла, точно некий внутренний голос приказал ей замолчать и посмотрела в зал. 2.

    и он понял: вот что неожиданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. 3.и оба мы немножко удовлетворим свое любопытство.4.

    впрочем, он и сам только еле передвигал ноги, а тело его совсем застыло и было холодное, как камень. 5.по небу потянулись облака, и луна померкла. 

    Page 15

    В каком из предложений пропущена одна (только одна!) запятая?1.она снова умолкла, точно некий внутренний голос приказал ей замолчать и посмотрела в зал. 2.

    и он понял: вот что неожиданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. 3.и оба мы немножко удовлетворим свое любопытство.4.

    впрочем, он и сам только еле передвигал ноги, а тело его совсем застыло и было холодное, как камень. 5.по небу потянулись облака, и луна померкла. 

    Page 16

    В каком из предложений пропущена одна (только одна!) запятая?1.она снова умолкла, точно некий внутренний голос приказал ей замолчать и посмотрела в зал. 2.

    и он понял: вот что неожиданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. 3.и оба мы немножко удовлетворим свое любопытство.4.

    впрочем, он и сам только еле передвигал ноги, а тело его совсем застыло и было холодное, как камень. 5.по небу потянулись облака, и луна померкла. 

    Page 17

    В каком из предложений пропущена одна (только одна!) запятая?1.она снова умолкла, точно некий внутренний голос приказал ей замолчать и посмотрела в зал. 2.

    и он понял: вот что неожиданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. 3.и оба мы немножко удовлетворим свое любопытство.4.

    впрочем, он и сам только еле передвигал ноги, а тело его совсем застыло и было холодное, как камень. 5.по небу потянулись облака, и луна померкла. 

    Page 18

    В каком из предложений пропущена одна (только одна!) запятая?1.она снова умолкла, точно некий внутренний голос приказал ей замолчать и посмотрела в зал. 2.

    и он понял: вот что неожиданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. 3.и оба мы немножко удовлетворим свое любопытство.4.

    впрочем, он и сам только еле передвигал ноги, а тело его совсем застыло и было холодное, как камень. 5.по небу потянулись облака, и луна померкла. 

    Page 19

    В каком из предложений пропущена одна (только одна!) запятая?1.она снова умолкла, точно некий внутренний голос приказал ей замолчать и посмотрела в зал. 2.

    и он понял: вот что неожиданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. 3.и оба мы немножко удовлетворим свое любопытство.4.

    впрочем, он и сам только еле передвигал ноги, а тело его совсем застыло и было холодное, как камень. 5.по небу потянулись облака, и луна померкла. 

    0

    В каком из предложений пропущена одна (только одна!) запятая?1.она снова умолкла, точно некий внутренний голос приказал ей замолчать и посмотрела в зал. 2.

    и он понял: вот что неожиданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. 3.и оба мы немножко удовлетворим свое любопытство.4.

    впрочем, он и сам только еле передвигал ноги, а тело его совсем застыло и было холодное, как камень. 5.по небу потянулись облака, и луна померкла. 

    1

    В каком из предложений пропущена одна (только одна!) запятая?1.она снова умолкла, точно некий внутренний голос приказал ей замолчать и посмотрела в зал. 2.

    и он понял: вот что неожиданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. 3.и оба мы немножко удовлетворим свое любопытство.4.

    впрочем, он и сам только еле передвигал ноги, а тело его совсем застыло и было холодное, как камень. 5.по небу потянулись облака, и луна померкла. 

    2

    В каком из предложений пропущена одна (только одна!) запятая?1.она снова умолкла, точно некий внутренний голос приказал ей замолчать и посмотрела в зал. 2.

    и он понял: вот что неожиданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. 3.и оба мы немножко удовлетворим свое любопытство.4.

    впрочем, он и сам только еле передвигал ноги, а тело его совсем застыло и было холодное, как камень. 5.по небу потянулись облака, и луна померкла. 

    3

    В каком из предложений пропущена одна (только одна!) запятая?1.она снова умолкла, точно некий внутренний голос приказал ей замолчать и посмотрела в зал. 2.

    и он понял: вот что неожиданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. 3.и оба мы немножко удовлетворим свое любопытство.4.

    впрочем, он и сам только еле передвигал ноги, а тело его совсем застыло и было холодное, как камень. 5.по небу потянулись облака, и луна померкла. 

    4

    В каком из предложений пропущена одна (только одна!) запятая?1.она снова умолкла, точно некий внутренний голос приказал ей замолчать и посмотрела в зал. 2.

    и он понял: вот что неожиданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. 3.и оба мы немножко удовлетворим свое любопытство.4.

    впрочем, он и сам только еле передвигал ноги, а тело его совсем застыло и было холодное, как камень. 5.по небу потянулись облака, и луна померкла. 

    5

    В каком из предложений пропущена одна (только одна!) запятая?1.она снова умолкла, точно некий внутренний голос приказал ей замолчать и посмотрела в зал. 2.

    и он понял: вот что неожиданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. 3.и оба мы немножко удовлетворим свое любопытство.4.

    впрочем, он и сам только еле передвигал ноги, а тело его совсем застыло и было холодное, как камень. 5.по небу потянулись облака, и луна померкла. 

    6

    В каком из предложений пропущена одна (только одна!) запятая?1.она снова умолкла, точно некий внутренний голос приказал ей замолчать и посмотрела в зал. 2.

    и он понял: вот что неожиданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. 3.и оба мы немножко удовлетворим свое любопытство.4.

    впрочем, он и сам только еле передвигал ноги, а тело его совсем застыло и было холодное, как камень. 5.по небу потянулись облака, и луна померкла. 

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.